top of page

Босыми ногами по горячей земле

О чём молчит моё сердце? О месте, которому не сыскать равных на всей земле. О месте, которое ищу во всех странах, в которых бываю. Оно приходит ко мне во сне обрывками образов, к которым я уже привыкла и уже не обращаю на них внимание. Место от невозможности соединиться с которым испытываю тоску, которую не утолить и не утихомирить. Это место, от взгляда, на которое щемит в груди, от запаха воздуха дыхание учащается и от соприкосновения с ветром расправляются крылья. Это место, в котором прошло моё детство.

Почему я так долго скрывала его от себя, отворачивалась, не верила и обесценивала? От нежелания встретиться с болью от того, что этого места уже больше нет в том виде, в котором запечатлело его моя детская память. Огромные пространства, наполненные образами степной природы: запахами полыни, потрескавшейся от раскаленного солнца и отсутствия дождя земли, горячим ветром, радужными закатами, которых более не где не сыскать и которые я пыталась запечатлеть своей детской ручкой на огрызке бумаги, но никогда, никогда не получалось, хотя бы примерно так, как видели глаза - реальное небо, заливающееся оранжевым, жёлтым, голубым, розовым, красным, сиреневым. Когда бы могла бы смотреть на него бесконечно! А от того теперь время заката - моё любимое время в любом территориальном пространстве. И только там внутри живёт тот самый, неповторимый закат на огненной от солнца земле, которая лишь вечером смягчала свой жар.

Это место, я думала, уже давно умерло во мне, как реальное, осталось лишь сном и детской фантазией. Моё уже взрослое существо не хотело видеть обломки прошлого, оно хранило и цеплялось за те остатки внутри. А потому я почти 20 лет не возвращалась сюда. Любая часть света казалась ближе, чем то, что было в менее трёх часах езды от родного города. Я умертвила его в себе, чтобы не болеть, болеть горечью потери любимых, которые когда-то были главным достоянием этой земли и которых так быстро не стало. А от того поворот на Малый Узень вернул меня в осознание того, что оно есть, оно живое, оно по-прежнему живо в сердце, в душе, на планете Земля, всего лишь вот здесь в нескольких часах пути и двадцать трёх годах жизни.

Река "Малый Узень

“Моя горячая земля” обжигала мои ноги, как и прежде и колола колючками, но как приятно было соединиться с этим ощущением из детства. Горячий ветер обдувал оголенные городским нарядом плечи. А я стояла на пригорке перед той самой речкой, в которой когда-то, благодаря деревенским мальчишкам, научилась плавать. Я вспоминала, как в детстве умела говорить с цветами, ветром, природой. Я закрыла глаза и степь говорила со мной. Ветер, который беспрепятственно ходит по безграничным просторам приносит разные звуки, которые складываются в слова, слова в предложения, предложения в мысли. Птицы кричат голосами, кузнечики стрекочут на своём, свиньи плещутся в воде с довольным свинячим хрюканьем.


Для людей существуют границы, для ветра нет, а потому слышу: “Встань напротив ветра, расправь крылья, закрой глаза - чувствуешь? Ты летишь!”

Чертополох, он же степной оберег

“Добрый день! Пограничная зона”. Я никогда не знала об этом ранее, а теперь мне нужно было запросить разрешение на экскурсию в детство. Одним днём мимолётно, но глубоко. Для первого раза достаточно. Я очень волновалась перед встречей, я боялась своих эмоций, боялась увидеть то, что увижу, но и знала, что уже не могу не встретиться и пойду до конца.


На раскопках прошлого

На месте, где когда-то был дом бабушки и дедушки

Я еле нашла это место! Хотя в моей памяти было всё просто и понятно, как на ладони. Но многое изменилось. От бабушкиного и дедушкиного дома, в который мы приезжали каждое лето, пока их не стало уже как 24 года назад, осталась гора мусора перемешанного с землёй. Местные жители добавили ещё своего. Всё выглядело каким-то маленьким, как игрушечное, хотя в детстве казалось большим и даже огромным. Благодаря квадратному фундаменту вблизи бывшего дома, который был нашей площадкой для игр и который так и остался фундаментом, я узнала место. Хотя и не сразу поверила, что это оно.

Я стояла под палящим солнцем на куче мусора и переваривала разные чувства, начиная с тех, что из песни ДДТ “вот и всё, что останется после меня”, и о том, как дорога мне эта куча, как тепло внутри от этого места, как я силюсь вспомнить и примерить на новую реальность очертания милого сердцу дома. Испытываю восторг от того, что нахожу два куста сирени. У бабушки в палисаднике была такая прекрасная сирень и она ещё жива. Видно, что цвела в этом году. Как? В такой жаре, без ухода и полива? А вот куст смородины, я ещё не подошла к нему, но знаю, что это смородина, а это груша. Два огромных дерева, но я их не помню, они, скорее всего, выросли уже потом.

И так хочется в этой куче мусора откопать какое-нибудь подтверждения моего такого далёкого прошлого. Муж берёт лопату и с интересом сокровищеискателя выкапывает для меня старый дырявый ковш - счастье! Я помню, как мы черпали им из огромных баков воду, набранную в колодце. А вот осколок блюдца, на котором сохранились узоры и крышечка от вазочки. Я уже не знаю - принадлежало ли это моим предкам, но так хочется, чтобы да! А потому возьмём находки - сокровища домой и предъявим маме на идентификацию.

К нам вышел сосед. Спрашивает, кто такие, откуда.

- Ты Вовкина?

- Нет, я Валькина!

- Аааа, помню! А откуда приехали?

- Из Минска

К нам приближается фигура ещё одного добродушного мужчины. Первый сосед уже по ходу рассказывает ему чьи мы и откуда.

Дядя Гена смотрит на колёса машины:

- Ты где грязь нашёл? У нас уже год дождя не было.

- Из Минска нам грязь привезли, - со смехом отвечает первый дяденька. Приглашает на обед. Рассказывает, как было у нас весело и как много народу было: “Приедут тут все городские в шортах”, смеётся. “Молодцы! Не забываете стариков! А видели сайт про нас в интернете?

- Да, конечно, читали!

- О, молодцы, молодежь, читают! А то у нас тут и не осталось никого! У нас тут все через дом пустые! Приезжайте! Не забывайте.

- Дай Бог вам здоровья! Поедем мы на кладбище проверить могилки родных.

И уже идя к машине, мы обнаружили настоящую драгоценность. Большой стеклянный камень. Для меня в детстве - это были настоящие сокровища. Алмазы, не меньше! Откуда они взялись, понятия не умею. У меня есть один, так и ездит со мной везде всю жизнь. Теперь будет и ещё на память о доме, в котором прошло моё такое яркое детство.

Остаток опоры для летней кухни из соломы и глины

Деревенское кладбище


Малоузенское кладбище всегда мне казалось очень огромным, но при этом и каким-то уютным. Потому что когда ходили с бабушкой или тётей, они там знали практически всех. Огромное оно от того, что ему уже несколько сотен лет и там, где совсем старые захоронения, оно выглядит практически пустым - всё сравнялось с землёй. Делится оно на две части: мусульманское и христианское. Я не любитель ходить по кладбищам, как и многие, наверное. А тут под палящим солнцем, почти босиком по колючей траве. Но это как будто бы всё не замечается, когда тобой движет нечто большее внутри.


Мы уже прошли почти всё кладбище в поисках могил родственников, но безуспешно. Опознавательных признаков, о которых мне сказала мама, я не нашла. И тогда уже была в состоянии таком, что и не знала на что надеятся и вопросила в воздух. Тут увидела птичку, которая перепрыгивает с могилки на могилку. Я подойду, она на следующую, подойду - перепрыгивает. “Я иду за птичкой”, - говорю мужу, она мне что-то показывает. Муж со мной, он идёт быстрее. Птичка присела на одной из могилок. Муж смотрит - это мои тётя и дядя. “Ну надо же! Рассказали бы, не поверил”. Так птичка привела нас к тем могилам, которые мы искали, а рядом и бабушка с дедушкой, и прабабушка.

Поплакала, сначала от горести, что их всех нет больше, потом от живости воспоминаний о них и как много они значат для меня. Как много места у меня в сердце отведено этой особенной части меня. В памяти стали всплывать добрые семейные посиделки. С каким добром и безусловной любовью нас встречали близкие люди, как было хорошо, легко, весело. И как я отодвинула всё это на задворки памяти от того, что было так сложно смириться с тем, чему было подтверждение на этом кладбище. Они любили эту землю, видели в ней то, что другим не под силу увидеть. Попрощалась: “Покоя вам, а нам живущим - жизни, как можно дольше!"

Старый, разрушенный мост через речку, по которому мы с родителями заезжали в деревню

Круг почёта по родным местам


А дальше круг почёта по селу с мыслями о том, как это бывает здорово вот так прожить всю жизнь в одном месте, где тебя помнят так долго! И когда приедут твои потомки через много лет, их встретят, как своих, потому что тебя помнят. Уж никого нет из наших родственников там живущих, а место хранит память.


Купили деревенского хлеба и на речку купаться, как в детстве! В том месте, где купались детьми, всё ещё также весело купаются дети. Неподалёку парковка велосипедов купающихся, как в Европе :-) Жизнь продолжается!

Плотина


Мы нашли местечко поукромнее и я искупалась в речке, из которой рыба выпрыгивает прям в руки. Плавать меня научили деревенские мальчишки, с которыми у меня много связано добрых и хороших воспоминаний: катание на лошади, встреча восхода солнца на речке, песни, походы в колхозный сад. И так было тепло от этого всего внутри. Я помню, как нелепо было мне городской адаптироваться в этом маленьком мирке, но теперь я чувствую, какой он большой внутри, хранящий память детства.

Река "Малый Узень"

Знакомство с местом, которое видел во сне


Мой муж по моим воспоминанием был заочно знаком с моим детством, а теперь мы вместе проехались по этим местам. Он прочувствовал запахи, климат, природу, поездки по степи, ощущение безграничной свободы, царящую в этих местах. И чай! Мы взяли с собой много горячего чая. И на сорокоградусной жаре, он пил чай и не мог остановиться: “Надо же, пью горячий чай, потею и легче на жаре”. Так муж был посвящён в чаепитие, которое сопровождает всю мою жизнь. Муж сказал, что как будто познакомился с местом, которое когда-то видел во сне. И был благодарен за это знакомство. А я ему за то, что разделил со мной такое моё жаркое и ресурсное детство в общении с природой.


Уезжая, мы взяли с собой букет полевых цветов, но главное - ожившие ощущения того самого трудно уловимого внутри, они ожили во мне и заиграли красками степи!

Мне важно было найти! Найти тебя - место, где в детстве бегала босиком по такой горячей земле!

Благодарю за фото физическую, моральную, духовную поддержку моего мужа Валентина Кононова.

33 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Италия

bottom of page